воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Инвестиции в образование/науку

Человечество вошло в такую эпоху, где без сомнения бал правят высокоточные технологии и машины. До сценария «Терминатора», конечно, еще далеко, но очевиден другой факт – для обращения с такой техникой и ее развития нужны глубокие познания.
Причем не отдельных индивидов, а общества в целом. И вот здесь, как раз, огромную роль играет система подготовки профессиональных и научных кадров. От нее напрямую зависит формирование багажа знаний и понимания перспектив дальнейшего развития.
Очевидно, что для достижения стабильных тенденций необходимы непрерывные и акцентированные инвестиции в образование и науку. Причем капиталовложения должны быть не только со стороны государства, но и большого бизнеса, ведь в конечном итоге именно на них и рассчитана подготовка.

Мировые тенденции

Проблема упадочного состояния экономики стран бывшего СССР во многом связана с отсутствием технологий, рынков сбыта, поддержки со стороны государства. Но даже, если все это предоставить каким-то мановением волшебной палочки, то вряд ли ситуация сдвинется с мертвой точки. Во всяком случае, не так быстро и решительно.
Еще одной весомой причиной застоя является реальный разрыв между наукой, образованием (профессиональным и высшим) и действующим производством. Что говорить, если даже ведущие вузы России, Украины и ряда других республик из года в год не попадают в мировые рейтинги качества обучения. Лишь малая доля выпускников может найти работу по специальности, да еще с хорошим окладом. Для примера в той же Канаде, большую часть территории которой составляет ледяная тундра, 95% выпускников колледжей трудоустраиваются впервые полгода после окончания учебы. Начальный доход у большинства составляет порядка 30-40 тысяч канадских долларов.
Во всем мире, как и в России, действует парадокс, согласно которому работодатель предпочитает нанимать молодежь, но с определенным опытом в профессии. И если у нас это утверждение воспринимается практически, как нонсенс, то на Западе, где образование тесно интегрировано в экономику – реальность. Еще до окончания вуза студенты успевают заработать нужный для старта багаж знаний на практических занятиях.
Такие показатели возможны только при заинтересованности со стороны государства и бизнеса в подготовке квалифицированных кадров под современные требования. Возвращаясь к той же Канаде, приходится признать, что уровень инвестиций со стороны государства здесь составляет порядка 90% от их общего объема. Такой подход позволяет стране регулярно входить в тройку лидеров по индексу развития человеческого потенциала.

Теоретические основы инвестиций

Рассматривая государственную и частную поддержку образовательной программы, необходимо выделить такой термин, как «человеческий капитал». Определений у него предостаточно, но если изложить кратко, то это интеллект, здоровье, знания, качество жизни и трудовые условия. Все это создает необходимые предпосылки для комплексного и стабильного развития инноваций в экономике страны.


Этот показатель является, возможно, даже более важным, чем все природные ресурсы. Ведь именно благодаря ему создаются технологии обращения с ними. Инвестируя в образование, государство создает необходимый плацдарм для стремительного прыжка в развитии, но этот процесс сопряжен с такими особенностями, как:
  • Отложенный эффект. Со времени начала инвестирования и до получения дивидендов проходит значительный период;
  • Вложение и потребление. Существует реальная связь между инвестициями и потребительской заинтересованностью.
Согласно общепринятой теории, инвестиции в образовательную сферу могут дать ощутимый результат при соблюдении таких условий:
  • требования к содержанию образовательной программы должны соответствовать стратегии экономического развития;
  • непрерывный мониторинг востребованности тех или иных профессий;
  • формирование госзаказа на базе данных рынка труда и прогностических исследований динамики сектора;
  • создание условий для максимального трудоустройства выпускников (вспомним опыт той же Канады и ее 95% в этом плане);
  • создание необходимых условий для постоянного совершенствования квалификации.
Если говорить об объемах инвестиций, то в России они составляют примерно 36 тысяч долларов в год (имеются ввиду вложения из расчета на одного научного сотрудника). Для сравнения, в Южной Корее, где находятся крупнейшие мировые автомобильные и приборостроительные корпорации, этот показатель составляет порядка 100 тысяч долларов. Результат, как говорится, на лицо.
Подробно данная тематика рассматривается в одноименной радиопрограмме станции «Столица ФМ»:
«Инвестиции в образование и науку»


Понравилась статья? Подписывайтесь на блог. Самые свежие статьи для вашей эффективной торговли.

Предыдущие новости:
Горячие обсуждения трейдеров: